При размещении заказа свыше 2000 рублей, оформленные документы доставляются по Москве БЕСПЛАТНО.
» Оформить заказ
|
|
 |
 Бюро переводов ХОРОС: Нормативная база
Российская Федерация
О законодательном обеспечении сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ в области высшего образования
 |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Рассмотрение вопроса законодательного обеспечения сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ в области высшего образования было продиктовано тем, что за последнее время в государствах - участниках СНГ наметилась определенная тенденция дезинтеграции в вопросах образования. Особенно это касается области высшего образования. Это произошло в связи с чем, что вузы бывших советских республик все активнее развивают сотрудничество не только с вузами Европы и США, но также и с представителями высшей школы государств Востока. Дезинтеграция выражается в том, что в некоторых странах СНГ появились значительные препятствия присутствию вузов России в этих государствах. Под различными предлогами присутствие Российской Федерации в образовательном постсоветском пространстве замещается образовательными системами других стран.
Комитет отмечает актуальность и важность принятия адекватных мер для уменьшения дезинтегративных процессов в области высшего образования.
Опыт создания базовых организаций на основании решений Совета глав правительств СНГ позволил этим вузам предметно и на высоком уровне решать проблемы взаимовыгодного сотрудничества в сфере высшего образования между Россией и странами СНГ (Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет). Следует отметить положительный опыт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Современной гуманитарной академии, Российского университета дружбы народов и Санкт-Петербургского технического университета в развитии современных образовательных технологий.
Однако деятельность некоторых из этих вузов до сих пор носит схематичный характер. Недостаток бюджетного финансирования не позволяет в полном объеме проводить работу по таким важным направлениям межвузовского сотрудничества, как:
- разработка образовательных стандартов;
- разработка общегосударственных программ и создание адаптированных учебников и учебных пособий:
- расширение сферы приема в аспирантуру и докторантуру абитуриентов из стран СНГ;
- расширение взаимных стажировок специалистов, а также обмен кадрами профессорско-преподавательского состава;
- обмен опытом между специалистами и учеными стран Содружества;
- уменьшение дисбаланса при подготовке в вузах Российской Федерации студентов из стран СНГ лишь по экономическим и юридическо-гуманитарным специальностям в ущерб инженерно-техническим, экологическим, природоохранным, сельскохозяйственным;
- содержание совместных ученых советов по защите диссертаций.
Комитет считает необходимым:
- признать общеполитический характер дезинтегративных процессов в образовательном пространстве СНГ;
- определить факторы сдерживания российского присутствия в образовательном пространстве СНГ, для чего:
а) выявить недостатки при разработке нормативно-правовой базы межвузовского сотрудничества, отвечающей современным мировым тенденциям;
б) наметить план принятия Межпарламентской ассамблеей СНГ и Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) модельных законов и других рекомендательных законодательных актов в образовательной сфере, учитывающих особенности работы правовых систем государств Содружества;
в) осуществлять скоординированную государственную политику в этом вопросе.
На основании вышеизложенного по вопросу законодательного обеспечения сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ в области высшего образования комитет
решил:
- Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- подготовить поручение Министерству образования и науки Российской Федерации (совместно с МИДом России) разработать более доступные механизмы лицензирования и законодательного обеспечения работы российских вузов в государствах - участниках СНГ,
- рассмотреть возможность создания при участии бизнес-сообщества системы специальных неправительственных фондов поддержки позитивных интеграционных процессов на постсоветском пространстве для обеспечения плодотворной работы российских вузов (базовых организаций) в государствах - участниках СНГ. Предусмотреть представительство в руководстве таких фондов как государственных служащих, бизнесменов, так и лидеров русских общин в странах СНГ;
- разработать предложения по созданию целевой комплексной программы адресной поддержки российских вузов (базовых организаций), работающих в государствах - участниках СНГ.
- Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации (совместно с МИДом России):
- провести анализ действующей нормативно-правовой базы для увеличения сферы деятельности российских вузов на постсоветском пространстве;
- по возможности использовать опыт вузов государств - участников СНГ в системе российских вузов;
- провести анализ эффективности работы филиалов российских вузов на пространстве СНГ;
- разработать долгосрочную и краткосрочную программы поддержки славянских университетов в государствах - участниках СНГ;
- совместно с заинтересованными высшими учебными заведениями России разработать программу поддержки филиалов российских вузов на пространстве СНГ;
- в двухмесячный срок внести предложение об открытии следующих филиалов российских вузов в городе Тирасполе (Приднестровская Молдавская Республика):
- Московского педагогического государственного университета;
- Московского государственного лингвистического университета;
- Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана;
- Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации;
- Московского государственного социального университета;
- Московского государственного педагогического открытого университета им. М.А.Шолохова;
- неуклонно осуществлять поддержку центров русского языка в государствах - участниках СНГ, в том числе программу подготовки адаптированных учебников на русском языке;
- последовательно осуществлять формирование рабочих групп по оценке внедрения системы взаимного признания дипломов о высшем образовании во взаимодействии вузов Российской Федерации и государств - участников СНГ;
- дифференцированно использовать положительный отечественный и зарубежный опыт по развертыванию и внедрению систем дистанционного образования, опирающихся на консультационные пункты, других современных образовательных технологий на базе телекоммуникационных центров в системе российского высшего образования в странах СНГ.
- Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотреть выделение денежных средств на адресное финансирование конкретных проектов гуманитарного сотрудничества базовых организаций в рамках Федеральной программы по русскому языку;
- создать межкомитетскую рабочую группу по выработке предложений к законодательству о высшем образовании, исходя из необходимости разрешать проблемы практической деятельности российских вузов за рубежом.
- Рекомендовать МПА ЕврАзЭС и МПА СНГ:
- рассмотреть возможность использования модельного законодательства в сфере высшего образования в государствах - участниках СНГ;
- провести анализ реализации использования модельного законодательства в сфере высшего образования в законодательной и правоприменительной практике государств - участников СНГ;
- совету МПА СНГ и постоянным комиссиям МПА СНГ по образованию и культуре совместно с базовой организацией по языкам и культуре государств - участников СНГ провести в 2006 году II Международную научно-практическую конференцию "Диалог языков и культур СНГ в XXI веке", на которую пригласить вузы государств - участников СНГ, принимающих активное участие в позитивных интеграционных процессах и деятельности базовых организаций с целью обобщения опыта их работы.
- Рекомендовать МИДу России (совместно с Росзарубежцентром):
- способствовать российским вузам при их взаимодействии с вузами и органами власти государств Содружества;
- использовать потенциал российских соотечественников, исходя из норм Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", при разработке нормативных правовых документов, касающихся вузовской тематики.
- Рекомендовать Российскому союзу ректоров высших учебных заведений рассмотреть на ближайшем заседании совета вопрос практической деятельности вузов Российской Федерации в государствах - участниках СНГ.
- Рекомендовать вузам Российской Федерации, осуществляющим учебную деятельность в государствах - участниках СНГ:
- привести свою деятельность в соответствие с законодательством о филиалах;
- рассмотреть возможность трудоустройства специалистов, подготовленных в филиалах вузов, на территории Российской Федерации;
- рассмотреть возможность открытия совместных кафедр, ученых и диссертационных советов, создания научно-методических объединений, системы стажировки специалистов и обмены профессорско-кадровым составом;
- обратить особое внимание на работу с землячествами и диаспорами СНГ в Российской Федерации, используя для этой цели вузовские центры как базы для создания советов землячеств;
- базовым организациям при содействии органов власти России и Международной исследовательской группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств - участников СНГ осуществлять мониторинг общественных объединений СНГ в области образования, языка и культуры для последующего их привлечения к работе в горизонтальных сетевых структурах СНГ.
- Направить настоящее решение комитета в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минобрнауки России, МИД России, Росзарубежцентр при МИДе России, МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС.
Председатель
Н.И.Булаев
* * *
Назад | Другие документы нормативной базы |
|